Русский шансон (по аналогии с французским шансоном) — собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки: часть бардовских песен, городской романс, некоторые песни военной тематики. В российской музыкальной индустрии термин «русский шансон» был введён как эвфемизм в 1990-х годах, когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению [1] и популяризован одноимённой радиостанцией. Таким образом, под понятие русского шансона попадают довольно отличные друг от друга исполнители — от Петра Лещенко и Аркадия Северного до Клавдии Шульженко, Марка Бернеса, Михаила Шуфутинского — отчего данный термин вызывает противоречивое отношение и не всеми принимается.
Так или иначе, в Государственном кремлёвском дворце с 2001 года проводится церемония вручения премии «Шансон года».80-е годы – это были годы, где на место затухающим мелодиям одесситов, Северного, и хриплого голоса Высоцкого... появился гоп-стоп Розенбаума, и наплыв эмиграционной продукции в виде перепевок советских хитов и классических произведений в исполнении Успенской, Могилевского, Шуфутинского, Гулько.
Пластинки Токарева разлетались в секунду, с бобин звучал голос Звездинского и Розенбаума, кассеты Новикова с Извозчиком стали так же популярны как Пугачева с Миллион алых роз...
Народу не хватало свободы, и они получали свободу, слушая эти записанные в полуподвальных студиях (что не сказать о эмигрантах), и переписанные сто раз кассеты и бобины...
Лидерами конечно были Шуфутинский, Розенбаум, Новиков, Полотно, Асмолов... остальных даже иногда не знали по именам и фамилиям.. кто поет - а... блатняк... и все этого было достаточно... многие писали не просто блатняк - а именно стеб на советскую мораль и правительство, это были своего рода карикатуры на жизнь обывателей советских коммуналок и глубинок... Эмигранты же наоборот пели о том, как им стремно за бугром и как тянет на родину, Токарев даже цикл жалостливых песен написал об этом, но свое имя в жанре он оставил конечно же бобиной В шумном балагане, где были в основном блатные песни.
Золотая середина
В 90-х гг жанр русского шансона вышел из так называемого подполья, стали появляться все больше и больше в продаже блатные сборки (сделанные самопально) и первые альбомы жанровых песен - записанные на профессиональных студиях и выпущенные официально такими лейблами, как Мастер Саунд и Союз. Стали появляться ротации на радио. Сначала это была программа Пальцы Веером на Нашем Радио, вел передачу питерский автор-исполнитель Вальдемар Ибн Кобозя, своими шутками и прибаутками он так изящно заводил народ, что передача была очень популярна, в Питере Александр Фрумин тоже начинает эфир передачи Ночное Такси, которая шла в 3 ночи по московскому времени, передача переросла потом в целую радиостанцию...
Кто-то говорит, что слоган "Русский Шансон" придумал Иван Московский, а может Саша Фрумин, или Севостьянов с Исакиным, для того, чтобы легализировать блатную музыку... сейчас уже не разберешся кто назвал так жанровую песню... а это таки разве важно? да нет уважаемые, совсем не важно... главное какие в те годы были взлеты, ну и падения: некоторых конечно явно сейчас можно проследить...
Александр Балев, Андрей Школин, Слава Бобков, Михаил Круг, Александр Новиков, Александр Вайнер, Михаил Шелег, Владимир Черняков, Гарик Кричевский, Игорь Тимаков, Александр Тверской, Виктор Рябов, Андрей Никольский, Леонид Азбель, Сергей Наговицин, Гоша Арбатский, Валера Коротин, Андрей Мартынов, Владимир Матецкий, Сергей Коржуков, Иван Кучин... и многие многие... другие
у некоторых это были единичные альбомы, у других - выходили еще альбомы, но были слабее, а некоторые стали мега-звездами, а многие и ушли уже из жизни...
но я считаю, что это был самый сильный расцвет жанра, и так же быстро он потух, что тут сказалось? хм... думаю времена братков и рэкета, криминала и перестроичного времени внесли свой неповторимый дух в темы этих песен... и с угасанием бандитского времени угасли и темы песен...
2000-е года...
Альбомы выходили уже в большом изобилии, слишком много материала - слишком много проходного, теперь стали все петь о зонах, тюрьмах, мусорах, малинах, налетах и каторжанской злой доле..... Перестали петь о перестройках, братках в малиновых прикидах...
Настало новое время... время - петь о , ворах, ментах, наркоте и тд. стали модны употребления матерных словечек в песнях, что раньше бы вырезалось цензурой. Началась повальная шансон мания, блатные песни стали так популярны, что это стал самый ходовый товар... кассеты сметались - слушать в машинах, диски - для домашней коллекции, стали появляться уже сборные концерты исполнителей, появилось официальное радио Шансон, вещающее в отличии от Питерского на всю страну, а потом и на весь мир.
Появились новые имена, которые сразу стали любимцами слушателей - Гера Грач, Жека, Сергей Грубов, Сергей Любавин, Колыма, Сергей Ким... жанр стал очень качественный, и по звуку и по вокалу и по текстам, жанр стал превращаться в обычный продукт шоу-бизнеса....
Стали появляться однотипные проекты - Бутырка, Пятилетка, Дальний Свет, Юрий Алмазов, Воровайки, Климнюк, Беломорканал, Мафик... вмиг ставшие популярными... благодаря денц-денц и коротким запоминающим текстам...
Популярность жанра сделала свое необратимое дело - жанр опопсел, музыка приобрела танцевальные мотивы, стал добавляться рэп, так как песни стали звучать из радио и телевизоров, то темы о зонах и блатных страданиях прекратились, их заменили лирика и любовь... стали появляться дуэты, и в таком большом количестве - что это превратилось в моду - каждый обязан спеть дуэт, да не один... да еще и трио, а потом и до квартета очередь дошла... шансон стал напоминать свальную яму. Теперь все кому не попадя залезли в жанр, даже бывшие звезды советской эстрады стали тусоваться в компании шансона.
Каролина - певшая в низкопотребных клубах, стала Тишинской, Захаров - экс Рок Острова - начал петь Котуйскую историю... фабрика по штамповке звезд шансона начала работать - Катя Огонек, Бандера, Александр Маршал, Рада Рай.
Трофим ушел в джаз и блюз и вообще уехал в нижегородскую глубинку строить храм... Шуфутинский не сходит с поп-сцены и громогласно заявляет - я пою шансон!!! Появились толпы выходцев граждан с Рублевки - Голицина (экс попсовая певичка Яковлева), Шепилова, Стельмах...и др. Женщины повалили валом в жанр... Все, оказываются, живут шансоном…
Русский шансон. Деление на поджанры.
Часто, когда речь заходит о шансоне, сравнивается тот или иной исполнитель, или группа, на деле оказывается, что сравниваются вещи, которые на самом деле сравнению не подлежат.
Условно весь шансон можно разделить на:
1. Древний шансон. Появился где-то в предвоенные годы. Наиболее известными представителями этого направления были: Л. Утёсов, В. Козин, П. Лещенко, А. Вертинский.
2. Ранний шансон. Это где-то в начале 50-х, когда появились первые бытовые магнитофоны. Так же практиковалась в то время запись на "рёбрах". Наиболее известный исполнитель того времени - Серж Никольский. С течением времени ранний шансон плавно перешёл в классический.
3. Классический шансон. Окончательно оформился как поджанр в конце 60-х, в начале 70-х, с появлением первых записей В.С. Высоцкого и А. Д. Звездина - Северного. Назову лишь имена исполнителей - "Магаданцы", "Камертон", "Братья Жемчужные", К. Беляев, Комар, позднее В. Крестовский, В. Сорокин и др. В настоящее время этом направлении работают А. Заборский, Ю. Куплетный, "Ля-Минор", отчасти Т. Кабанова.
4. Эмигрантский шансон. Расцвет этого направления пришёлся на начало 80-х. Это В. Токарев, М. Шуфутинский, А. Могилевский, М. Гулько, Г. Димант, А. Корабельников, Л. Успенская, М. Розова, А. Шепиевкер... Список можно продолжать. С падением "железного занавеса" это направление пришло в упадок.
5. Перестроечный шансон. Это те исполнители, что появились у нас в конце 80-х. Отличительная их черта - преобладание в репертуаре песен социальной направленности. Это В. Асмолов, А. Полотно. Н. Тюханов, А. Бычков, И. Ушакова.
6. Шансон "дикого капитализма". Исполнители, появившиеся в начале 90-х. Многие из них были раскручены благодаря Радио Шансон. Это М. Круг, Трофим, К. Огонёк, Г. Кричевский, "Лесоповал", А. Дюмин и др.
7. Современный шансон. Это "Бутырка", "Воровайки", С. Бандера и пр., появившиеся в 2000 - е годы